Проблема изучения татарского языка в Татарстане. Взгляд изнутри.

Начало нового учебного года в Татарстане ознаменовалось скандалом,  связанным с отказом родителей учеников от изучения татарского языка в  школах. Дело в том, что в первую учебную неделю сентября среди родителей  стала распространяться информация о том, что якобы есть реальная  возможность отказаться от изучения татарского языка. Для этого  необходимо всего лишь написать заявление об отказе в его изучении, а  руководство школ обязано, в исполнении распоряжения президента России Путина В.В., это желание родителей удовлетворить.

Данное  сообщение вызвало в обществе широкий резонанс, и многие родители  действительно стали писать заявления об отказе в изучении татарского  языка. В связи с этим Минобрнауки Татарстана даже выпустило специальное разъяснение.  Кроме того,  Рособрнадзор совместно с Прокуратурой РФ в срок до 30  ноября 2017 г. проведет проверку "добровольности" изучения татарского  языка в школах.

Однако СМИ, на мой взгляд, не  освещают реальной картины сложившейся проблемы. Исходя из того, что мой  ребенок учится в рядовой школе Татарстана, я решил прояснить некоторые  важные аспекты, без учета которых, эту проблему решить вряд ли  получится. 

В первую очередь необходимо  отметить, что "дыма без огня не бывает". Дело в том, что эта ситуация  назревала ни сегодня, ни вчера, а на протяжении многих лет существования  республиканского суверенитета. И в течении этих лет проблема  старательно загонялась "под ковер", при том, что с каждым годом она  росла. Именно поэтому информационный вброс с предложением писать отказы  просто сорвал крышку изрядно накипевшего "котла" родительского  негодования и недовольства.

Во-вторых, проблема  перекоса в изучении татарского языка действительно существует, и не так  важно насколько он соответствует федеральному и республиканскому  законодательству, важно то что он ЕСТЬ. Заключается он в том, что  татарский язык, имеющий статус второго государственного, изучается в  Татарстане наравне с основным государственным русским языком. К примеру,  в  младших классах количество часов в неделю уроков татарского языка и  татарской литературы (которая тоже ведется на татарском языке),   варьируется от 4 до 6. Этот объем одинаков для учеников всех  национальностей, есть лишь разделение на русские и татарские подгруппы.  Однако, при всем моем уважении к татарскому, русский язык все-таки более  сложный. А благодаря непрекращающейся деградации российского  образования, количества часов на изучение школьной программы русского  языка не хватает. Соответственно это приводит к необходимости изучать  его в школах дополнительно или обращаться к репетиторам.
 

Исходя из этого следует третий аспект проблемы:  это стороны "конфликта". В СМИ это, как правило, Минобрнауки РТ и жители  татарской национальности с одной стороны, а с другой это  русскоговорящие граждане, и общественные организации, типа "Общества русской культуры РТ". На самом деле, подавляющее большинство родителей республики, вне зависимости от национальности,  возмущены избыточным количеством уроков татарского языка и нехваткой  часов по другим предметам, которые приходится восполнять дополнительно.  Многие готовы писать заявления об отказе от изучения татарского языка. Я  не проводил соц.исследований, но подавляющее большинство моих знакомых  родителей школьников татарской национальности возмущаются даже больше  русских! Просто потому, что они хотят, чтобы их дети после школы могли  успешно получить высшее образование и устроиться на хорошую работу в  пределах всей России, а не одного Татарстана. Кроме того, качество  учебных программ и преподавания татарского языка в школах таково, что на  выходе из школы в голове выпускников остается всего лишь небольшой  словарный запас татарских слов и выражений, несмотря на большое  количество учебных часов. И родителей ЛЮБЫХ национальностей возмущает то, что на такой результат приходится убивать столько учебного времени.

И  наконец последний, самый важный аспект проблемы состоит в том, что ее  очень  легко повернуть в русло межнационального противостояния. Хотя на  самом деле, никакого притеснения русскоязычного населения здесь нет,  т.к. корень проблемы находится в техническом перекосе в пользу  татарского языка и в качестве его обучения. Кроме того, изучение  татарского языка достаточно полезно, хотя бы потому, что он относится к  тюркской языковой группе, общая численность которой составляет порядка  180 миллионов человек. Так что качественное изучение татарского языка лишь расширит кругозор и языковые возможности наших детей.

Тем  не менее в Татарстане и в соседней Башкирии есть силы, которые пытаются  вывести эту, по сути, техническую проблему в плоскость межнациональной  розни. И если в Башкирии это башкирские псевдонационалисты, то в Татарстане, судя по всему, огонь межнационального противостояния разжигается с русским акцентом.  Поэтому республиканским властям необходимо очень аккуратно и  последовательно подойти к ее решению, избегая крайностей, и учитывая все  вышеуказанные аспекты. Иначе нас ожидает новый всплеск межнационального  противостояния.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.