okrosh (okrosh) wrote,
okrosh
okrosh

Эксперименты с образованием


Любому родителю, чей ребёнок сегодня «грызёт гранит знаний» в современной школе, не понаслышке известно, что образование нынче не то, что давеча. В советское время родители отдавали детей в школу и ребёнок, спустя месяц-другой строгих родительских проверок и наставлений, переходил в режим самостоятельного обучения: сам ходил в школу, сам делал уроки, сам устраивался на посещение каких-либо кружков и спортивных секций. Родители выступали больше в качестве контролёра по принципу «сделаешь уроки – пойдешь гулять». Про репетиторов узнавали разве что перед подготовкой вступительных экзаменов в ВУЗ. Короче говоря, образовательная и воспитательная функции «тоталитарной» советской школы были отлажены так, что родителю оставалось только кормить, одевать и выправлять поведение своих чад, о которых ему сигнализировала школа.

А что сегодня? А сегодня родители класса до 4-5 водят детей в школу, каждый вечер корпят с ними над хитроумными задачками, тратят немало денег на репетиторов и психологов. Загруженность у рядового школьника такая, что никакому советскому отличнику и не снилось!

Однако, несмотря на загруженность современных школьников и «сложность» школьной программы, на выходе уровень российского образования неуклонно снижается. Как показатель, в 2015 году на 56-й международной математической олимпиаде школьников впервые со времён Советского Союза и постсоветского времени наша команда не завоевала ни одной награды высшей пробы. То есть никто из членов нашей сборной не сумел решить хотя бы четырёх из шести конкурсных задач. В медальном зачёте мы также впервые не вошли даже в двадцатку сильнейших команд.

Про уровень грамотности комментариев в интернете и говорить не стоит. А о морально-психологическом состоянии наших детей красноречиво говорят видеоролики в интернете с издевательствами над сверстниками и учителями, а также печальная статистика подростковых суицидов.

Как же так получается: нагрузка на школьников растёт, а грамотность падает. Парадокс? Попробуем немного разобраться: парадокс или нет.

Дело в том, что советская система образования была результатом многолетних глубоких методических исследований и наработок, которые находились в постоянном процессе совершенствования, осуществляемого на основе практического опыта. Т.е. теория была тесно связана с практикой. Поэтому процесс обучения в школе был сбалансирован так, чтобы ребёнок при допустимых нагрузках мог получить оптимальный набор системообразующих знаний. Не даром советское образование до сих пор считается лучшим в мире.

Постсоветские же образовательные реформы проводятся в русле отказа от советской системы и замены её на западную модель. Вследствие этого был серьезно нарушен баланс между количеством учебного материала, часами на его освоение и так называемыми «межпредметными связями»,необходимыми для формирования у школьника целостного мировоззрения. Отсюда банальная нехватка времени для передачи материала на уроке, а, значит, либо ученик часть материала изучает в качестве домашнего задания, либо он не изучает его вовсе. Домашнее задание, по сути, предназначено для закрепления материала, пройденного на уроке, а не для изучения нового. Полагаю, что именно поэтому часто не приходится рассчитывать на хорошее усвоение школьного материала самостоятельно либо при помощи родителя, не имеющего педагогического образования.

Школьный учитель, в свою очередь, сегодня перегружен несвойственной ему работой, а именно: заполнением всевозможных бланков и отчётов. То есть времени на индивидуальную работу с учениками опять-таки не хватает. Ситуацию не спасает даже то, что образование сегодня считается услугой, а воспитательная функция школы – пережитком прошлого. С учителей сняли обязанность заниматься воспитанием, а «сэкономленное» время заполнили бюрократией. Зато воспитание школьников сегодня – это целиком и полностью обязанность родителей. Нашкодил ребёнок в школе – будьте добры оплатите штраф и встаньте на учёт.

Стоит отметить и качество учебников, и качество современных учебных программ, многие из которых забиты фактологией и дают недостаточно системообразующих знаний. Про современные школьные задачи давно ходят анекдоты, от которых уже совсем не смешно. Ну а такие якобы ненужные предметы как «Черчение» и «Астрономия» вообще исключены из школьной программы.

Зато нашим инноваторам от образования очень нужны различные зарубежные методики обучения и преподавания. К примеру, в Татарстане повсеместно с 2013 года введены в употребление «Сингапурские обучающие структуры», купленные у сингапурской компании«Educare Co-operative Ltd», которая занимается повышением квалификации учителей по всему миру. Их «обучающие» материалы фактически составлены из разнокачественных методик обучения. Туда включены даже опыты Эльконина-Давыдова и Л.В. Занкова, то есть то,что было отбраковано советской системой. Зачем это нужно нашей школе и насколько сингапурская система эффективна – тема отдельной статьи. Сам факт отказа от советской системы ради того, чтобы покупать за рубежом сомнительные методики, мягко говоря, поражает своей абсурдностью! Наша власть в лице чиновников от образования должна более тщательно подходить к анализу предлагаемых инноваций. Ведь мы им доверили самое дорогое – наших детей и будущее нашей страны.

Итак, всего лишь поверхностный анализ говорит о том, что вышеуказанный «парадокс» является абсолютно закономерным результатом проводимых реформ образования в постсоветское время. Ибо эти реформы проводятся под флагом отказа от всего советского и продвижения всего западного, как образчика «прогресса и демократии». И теперь мы можем с достаточной уверенностью констатировать деградацию российского образования.

Многие учителя и директора школ старой закалки ещё помнят, как и чему нужно учить, поэтому стараются дать детям необходимый багаж знаний и навыков. Но у них зачастую не хватает времени и сил,чтобы вытягивать детей на должный уровень. К сожалению, многие родители рассуждают в потребительской манере, наивно полагая, что образование можно купить как игрушку в магазине. Это глубокое заблуждение. Сегодня родители должны вдвое-втрое больше времени уделять воспитанию и помощи в обучении своих детей. На родительские плечи свалился огромный груз обязанностей, который раньше несло на себе наше государство. Надолго ли нас хватит? И не пора ли вернуться к советскому образованию?



Больше статей в новом выпуске газеты "Суть времени - Набережные Челны"

Tags: разрушение образования, социальная война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments